04.03.2019

Чем отличаются нейроны аутиста?

Американские исследователи открыли особые свойства нейронов с геном расстройства аутистического спектра, выращенных ими из плюрипотентных стволовых клеток. Оказалось, что в подобных нейронах происходит более ранняя экспрессия некоторых генов, которые могут быть связаны с развитием заболевания. Подробности этой работы опубликованыв Nature Neuroscience.

Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются ранним началом и сниженной способностью к социальному взаимодействию и каким-либо общественным связям. Дети с таким диагнозом обладают ограниченным набором интересов, постоянно повторяющимися одинаковыми действиями и часто имеют умственную отсталость. Хотя время наступления симптомов РАС известно, ученые до сих пор не смогли определить то, какие причины лежат в основе этого тяжелого заболевания.

Команда ученых из Института биологических исследований Солка собрала клетки кожи восьми человек с расстройствами аутистического спектра, которые с помощью специального коктейля из ростовых факторов превратили в клетки со способностью к росту в любую ткань тела – плюрипотентные стволовые клетки. Контрольной группой послужили клеточные образцы пяти здоровых волонтеров. Все клетки затем поместили в специальные условия, при которых они под наблюдением ученых выросли в нейроны.

В процессе их роста исследователи обнаружили, что некоторые гены в клетках людей с РАС экспрессировались гораздо раньше по сравнению с генами в клетках контрольной группы. Также нейроны при РАС росли намного быстрее и сильнее ветвились. Более ранние исследования уже выявляли, что экспрессия найденных генов может быть связана с развитием заболевания.

Таким образом, ученым удалось обнаружить еще одну характерную молекулярную особенность аутизма, которая в дальнейшем может привести к открытию влияющих на развитие болезни факторов и помочь найти способ их устранения.

Текст: Екатерина Заикина