02.12.2016

Ученые: болезнь Паркинсона начинается в кишечнике

Расстройство мозга, вызывающее болезнь Паркинсона, может быть вызвано бактериями, живущими в кишечнике — такой вывод сделали исследователи Калифорнийского технологического института, проведя серию экспериментов на мышах, генетически запрограммированных на развитие болезни.

Как выяснилось, синдрому Паркинсона оказались подвержены только те животные, в чьих кишечниках находились бактериальные культуры. Стерильные мыши оставались здоровыми. По словам одного из исследователей, доктора Тимоти Сэмпсона, мыши были генетически идентичны, разница оказалась только в присутствии или отсутствии микрофлоры кишечника, и это позволило сделать вывод, что для развития болезни Паркинсона необходимы кишечные бактерии.

Как считают ученые, бактерии продуцируют химические вещества, которые активируют разные части мозга, приводящие к различным его повреждениям. Бактерии могут расщеплять длинные цепи жирных кислот до коротких полимеров, а дисбаланс этих веществ может активировать иммунные клетки в мозге, вызывающие негативные последствия. Как заявил доктор Саркис Мазманян, это первое доказанное обнаружение  биологической связи между микробиотой человека и болезнью Паркинсона. В целом исследование показало, что нейродегенеративные заболевания могут иметь начало в кишечнике, а не только в мозге, как считалось ранее, и это открытие может дать начало исследованиям путей лечения болезни, которая в настоящее время считается неизлечимой.

Хотя выводы еще не подтверждены на людях, ученые надеются, что лекарства, которые работают в пищеварительной системе, и даже пробиотики, могут участвовать в новых методах лечения болезни Паркинсона. Впрочем, по словам доктора Артур Роуча из интерната Паркинсона, несмотря на доказательства того, что болезнь Паркинсона начинается в кишечнике, причинно-следственные связи этих явлений до сих пор остаются загадкой. «Есть еще много вопросов без ответа, но мы надеемся, что они будут решены в процессе дополнительных исследований, которые в конечном счете революционизируют методы лечения болезни Паркинсона», — сказал он.

В целом же, добавил доктор Патрик Льюис из Университета Рединга, эти разработки открывают новую область медицинской биологии, цель которой — замедлить или остановить деструктивные изменения в мозге.