15.12.2017

Идентификация новых локусов риска для синдрома беспокойных ног в исследованиях генома у лиц европейским происхождением: метаанализ

B. Schormair, C. Zhao, S. Bell et al.

Цель исследования. Синдром беспокойных ног является распространенным хроническим неврологическим расстройством с потенциально серьезными психическими и физическими последствиями для здоровья. Более четкое понимание патофизиологии заболевания может способствовать улучшению лечения. Авторы провели метаанализ исследований генома (genome-wide association studies - GWAS) для определения потенциальных молекулярных целей.

Методы исследования. На этапе набора авторы объединили результаты трех GWAS (EU-RLS GENE, INTERVAL и 23andMe), включающие данные о диагностике, полученных в период с 2003 по 2017 год в личных беседах или с помощью опросников, и включали 15 126 случаев и 95 725 лиц контрольной группы с европейским происхождением. С помощью метаанализа обратной инверсной дисперсии были определены общие варианты. Значительные сигналы генома (p≤5 × 10-8) были протестированы для репликации в независимом GWAS, включающем 30 770 случаев и 286 913 лиц контрольной группы с последующим совместным анализом этапов обнаружения и репликации. Изучили генетические корреляции между синдромом беспокойных ног и представляющими интерес чертами.

Результаты. Авторы идентифицировали и реплицировали 13 новых локусов риска для синдрома беспокойных ног и подтвердили ранее идентифицированные шесть локусов риска. MEIS1 был подтвержден как самый сильный генетический фактор риска синдрома беспокойных ног (отношение шансов 1,92, 95% доверительный интервал 1,85 – 1,99). Анализ генной приоритизации, обогащения и корреляции генов показал, что идентифицированные пути были ассоциированы с нейроразвитием и генами, связанными с наведением аксонов (SEMA6D), образованием синапса (NTNG1) и спецификацией нейронов (семейство кластеров HOXB и MYT1).

Выводы. Достижения в понимании молекулярных механизмов, которые лежат в основе синдрома беспокойных ног, могут привести к разработке новых вариантов лечения. Авторы сосредоточились на изучении общих вариантов, поэтому для анализа роли редких и структурных изменений необходимы дополнительные исследования.

The Lancet. – 2017. – Vol. 16, - No. 11. – P. 898–907.